18.03.2010 17:14

Транспорт сквозь призму геоэкономики

В рамках открывшегося сегодня в Москве Первого Международного геополитического симпозиума «1520: Стратегический диалог», организованного компанией ООО «Бизнес Диалог» при поддержке ОАО «Российские железные дороги», состоялось заседание на тему «Транспорт и геоэкономика».

Участники совещания рассмотрели следующие вопросы: роль транспортных систем в посткризисном экономическом росте; законодательство и практика гармонизации прямого и смешанного сообщения: проблемы стыковки железных дорог и портов; геоэкономические аспекты развития международных транспортных коридоров, взаимодействие «1520 – 1435»; «Пространство 1520» и международные товарные рынки.

В докладе старшего вице-президента, председателя Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Б.Лапидуса прозвучало, что в условиях глобализации мировой экономики транспортные и, прежде всего, железнодорожные сети становятся активными участниками международной системы разделения труда. Транспорт является не только важнейшим компонентом продуктивной инфраструктуры, самостоятельной отраслью экономики страны и мирового хозяйства в целом, но и инструментом государственной политики, в том числе её геополитических стратегий.

Именно надежная и эффективная работа транспортного комплекса позволяет обеспечивать территориальное и экономическое единство страны, развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и освоение природных богатств.

Директор института опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, академик Российской академии естественных наук Юрий Громыко проблемой  геоэкономики  «пространства 1520» назвал неопределенность в вопросе, какое место займёт Россия  в формировании  Трансевразийского коридора, в создании которого также заинтересован и Китай.

Вопрос, по его мнению, состоит в том, будут ли создаваться и  действовать три Евразийских коридора: транссибирский, Российско-трансказахстанский, иранско-турецко-трансказахстанский, один -  иранско-турецко-трансказахстанский, или вообще  ни одного.

Россия, считает Ю.Громыко, заинтересована в том, чтобы  стали  работать все  три коридора. Опасения о том,  что запуск уже  хотя бы  российско-трансказахстанского   транспортного коридора выведет из поля действия  Транссиб, сделает его убыточным, правомерны лишь при восприятии Транссиба   как завершённой неизменной геоэкономической конструкции. С его  точки зрения, Транссиб ждёт совершенно новая  большая судьба  при строительстве  моста (или тоннеля)  с Сахалина на материк и строительства небольшого участка, соединяющего этот мост с Транссибом.

В  этом случае  Россия осуществляет эффектный геоэкономический ход-предложение  Японии построить систему  транспортного сообщения  между   Сахалином  и Хоккайдо. Таким образом, Россия предъявляет возможность подтянуть японский  товаропоток   в Россию и Европу через свою транспортную артерию. Если ещё учесть, что соединение  Сахалина с материком позволяет  увидеть будущее транспортное  кольцо вокруг японского моря, соединяющее две Кореи, Корею и Японию тоннелем, Японию с Россией через Сахалин, то очевидно и  возможное  предложения  для  будущего саммита  АТЭС во Владивостоке.

 

Письма поддержки

Владимир Якунин, ОАО "РЖД"

От имени правления ОАО «Российские железные дороги» приветствую участников, гостей и организаторов Международного геополитического симпозиума «1520: Стратегический диалог»!

далее

Игорь Левитин, Министерство транспорта РФ

От имени Министерства транспорта Российской Федерации приветствую участников, гостей и организаторов Международного геополитического симпозиума «1520: Стратегический диалог»

далее

Сергей Шишкарев, Комитет ГД ФС РФ по транспорту От имени Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту приветствую участников, гостей и организаторов Международного геополитического симпозиума "1520: Стратегический диалог".

далее

Сергей Катырин, Торгово-промышленная палата РФОт имени Торгово-промышленной палаты Российской Федерации приветствую участников международного геополитического симпозиума «1520: Стратегический диалог»

далее