19.03.2010 18:51

Успешное развитие экономики в прямой зависимости от развития транспортного комплекса

Завершил свою работу первый Международный геополитический симпозиум «1520: Стратегический диалог», организованный компанией «Бизнес Диалог». Генеральный партнер -  ОАО «Российские железные дороги».

В форуме приняли участие президент ОАО «РЖД», председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту Владимир Клименко, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания РФ Михаил Маргелов, старший вице-президент, председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Б.Лапидуса председатель Исполкома Координационного транспортного совещания стран-участниц СНГ Чингиз Измайлов, председатель Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) Тадеуш Шозда, ректор МИИТа Борис Левин, генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Алексей Макушкин, доцент кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета Юлия Харламова, директор института опережающих исследований им. Е.Л. Шифферса, академик Российской академии естественных наук Юрий Громыко, а также представители общественных организаций, эксперты - политологи, транспортные аналитики.

Тон мероприятию задал Владимир Якунин. Открывая симпозиум, он сказал: «Транспорт, являясь с одной стороны технократической структурой, вместе с тем выступает важнейшим инструментом политического процесса, геополитического развития страны, инструментом гарантирования защищенных Конституцией прав и свобод граждан на свободу передвижения, достойную жизнь».

В стране, простирающейся на пространстве в 11 часовых поясов, роль и значение транспорта с неизбежностью входит в поле политических процессов и развития политических институтов. Включение России в мирохозяйственные связи, глобальная конкуренция за грузопассажирские потоки также вводит транспортную тему в область политических проблем развития страны».

В ходе пресс-конференции В.Якунин заявил, что геополитический вектор на пространстве 1520 - это не дань теоретизированию в этой области. В настоящее время транспортная составляющая доставки грузов, пути и направления передвижения из области коммерческой перерастают в сферу глобальной интеграции взаимоотношений. Это не попытка сделать железнодорожный транспорт инструментом политики,  а работа в рамках поддержки идеи Президента РФ и Председателя правительства РФ о расширении международного сотрудничества, в том числе и в транспортном аспекте.

На сессии «Транспорт и государственная политика», поднимая вопрос недофинансирования инфраструктуры, В.Клименко заявил, что антикризисная программа Правительства РФ обеспечила поддержку ряда системообразующих предприятий. Основная цель этой поддержки – не дать расшататься социальной ситуации, не допустить тотальной безработицы – была достигнута. Но сегодня такой подход «вливания средств» неприемлем, прежде всего, потому, что может помешать модернизационному курсу.

Поэтому «программа выхода», по его мнению, должна носить стратегический характер и определять экономическую политику на длительную перспективу. Многие из спасенных компаний, считает В.Клименко — это пережитки экономики прошлого. У менеджмента таких  предприятий не хватает творческого потенциала для формирования модернизационных программ и эффективных стратегий развития. Вот и получается, что сегодня российская экономика — как и 10 лет назад — продолжает зависеть от цен на нефть. В этом смысле слова о смене сырьевого курса и повышении конкурентоспособности несырьевых секторов пока так и остались словами.

И выход из этого тупика только один – создание максимально комфортных условий для инвестиций в промышленную инфраструктуру, стимулирование инфраструктурных секторов экономики, ясность и постоянство мышления, настойчивость в достижении цели и простота решений.

Транспортные вопросы, считает Маргелов, не должны обсуждаться в отрыве от политических, считает он. Например, в истории есть немало примеров, когда восстановление инфраструктуры становилось главным фактором воссоединения стран, разрушенных военными и другими конфликтами. Он предложил продолжить разговор, начатый на Международном геополитическом симпозиуме  «1520: Стратегический диалог» на площадке Совета Федерации.

Предметом для обсуждения на сессии «Транспорт и геополитика» стали вопросы о роли транспортных систем в реализации стратегий внешней политики государства; механизмах разработки и реализации геостратегий в современном государстве; геополитических ресурсов «пространства 1520»; взаимодействия железной дороги и «внутренней» геополитики России.

С.Сулакшин, в частности, заявил, что в России должна быть единая солидарная ответственность за перевозку, закрепленная на законодательном уровне, для того, чтобы разрозненные монополисты не препятствовали реализации транзитного потенциала России, который дает ей геополитическое преимущество.

Удачное и эффективное вхождение в глобальную экономику для России, считает Ю.Харламова, может быть достигнуто только при наличии развитых коммуникационных систем, в частности, железнодорожных, поскольку оси взаимодействия со странами – это, прежде всего, транспортная инфраструктура. Объемы продаж в транспортной сфере (только транзит через создание международных транспортных коридоров, осей, сетей, где железнодорожная составляющая является ключевой) сопоставимы с объемами экспорта нефти, газа и металлов и могут превратиться в случае реализации крупномасштабных геоэкономических и геостратегических программ в одну из главных доходных статей национального экспорта. Как показывает международный опыт, для их развития необходимы меры институционального, организационного и экономико-правового характера, которые со стороны России пока недостаточны.

В ходе сессии на тему «Транспорт и геоэкономика» Б. Лапидус сказал, что  в условиях глобализации мировой экономики транспортные и, прежде всего, железнодорожные сети становятся активными участниками международной системы разделения труда. Транспорт является не только важнейшим компонентом продуктивной инфраструктуры, самостоятельной отраслью экономики страны и мирового хозяйства в целом, но и инструментом государственной политики, в том числе её геополитических стратегий.

Именно надежная и эффективная работа транспортного комплекса позволяет обеспечивать территориальное и экономическое единство страны, развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и освоение природных богатств. Интенсивное использование своей транспортной системы для осуществления перевозок грузов внешней торговли повышает общеэкономическую конкурентоспособность государства и является для страны важнейшим источником увеличения экономических ресурсов и усиления геополитического влияния.

Успешное развитие мирового хозяйства будет достигаться только при наличии бесперебойно действующих надежных международных транспортных коммуникаций, неотъемлемой частью которых, безусловно, являются железные дороги.

 

Письма поддержки

Владимир Якунин, ОАО "РЖД"

От имени правления ОАО «Российские железные дороги» приветствую участников, гостей и организаторов Международного геополитического симпозиума «1520: Стратегический диалог»!

далее

Игорь Левитин, Министерство транспорта РФ

От имени Министерства транспорта Российской Федерации приветствую участников, гостей и организаторов Международного геополитического симпозиума «1520: Стратегический диалог»

далее

Сергей Шишкарев, Комитет ГД ФС РФ по транспорту От имени Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту приветствую участников, гостей и организаторов Международного геополитического симпозиума "1520: Стратегический диалог".

далее

Сергей Катырин, Торгово-промышленная палата РФОт имени Торгово-промышленной палаты Российской Федерации приветствую участников международного геополитического симпозиума «1520: Стратегический диалог»

далее