27.05.2010 23:25

Пятый: курс на модернизацию

Первый день работы юбилейного V Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520» прошел под знаком разработки стратегии модернизации на «пространстве 1520».

Заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков, открывая Форум, заявил, что для ускорения посткризисного развития на «пространстве 1520» необходим поиск новых точек роста на основе конкурентных преимуществ национальной экономики,  инноваций и ресурсосбережения. «Социально-экономическое развитие государств, по территории которых проходят линии колеи 1520 в значительной степени опирается на транспортную инфраструктуру, ключевым элементом которой являются железные дороги, - отметил А.Жуков. - Железнодорожный транспорт позволяет интегрировать социально-экономическое пространство разных стран, расширять возможности для промышленности, культурного обмена, сохранения традиций добрососедства».

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин назвал ключевой задачей, которую предстоит решить на Форуме,  модернизацию железнодорожной инфраструктуры «пространства 1520». По его словам, железные дороги продолжают модернизацию и развитие инфраструктуры, ускоренное техническое перевооружение, приобретение нового подвижного состава, внедрение наукоемких ресурсосберегающих технологий. Через инновационные решения и инвестиционную активность железные дороги вносят свой вклад в повышение темпов экономического развития и экономической интеграции стран «широкой колеи».

В ходе пленарного заседания  «Как транспортная система должна адаптироваться к новым тенденциям экономического развития?» обсуждались такие темы, как наиболее востребованные в долгосрочной перспективе виды транспортных услуг; оптимизация транспортной составляющей с помощью тарифной политики, перспективы интенсивности грузопотоков; бизнес-стратегии железнодорожных компаний как катализатор экономического развития.

Во время дискуссии сполнительный директор подразделения «Мобильность», вице-президент Siеmens AG Ханс-Йорг Грундманн, заявил, что государство должно обеспечивать рентабельность капитальных долгосрочных вложений, которые частные компании делают в инфраструктурные проекты, в транспортное машиностроение. Президент, председатель правления ООО «Морган Стэнли Банк» Елена Титова заявила, что инфраструктурная отрасль остается инвестиционно привлекательной.

Человеческий капитал как фактор модернизации экономики – такова была тема для обмена мнениями топ-менеджеров крупнейших компаний и руководителей общественных организаций в рамках состоявшегося диалога для лидеров.

Президент группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров считает, что изменение баланса социально-трудовых отношений при всеобщей глобализации в ближайшее время будет только нарастать, а наиболее незащищенными назвал высококвалифицированных специалистов. Управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблатвысказал мнение, , что в России действует мало чем отличающийся от принятых во всем мире механизм сокращения сотрудников, но многие руководители предпочитают обойти этот закон. Но тот же закон абсолютно глух к ситуации, когда откровенно непригодного к работе человека почти невозможно заставить либо перейти на более низкооплачиваемую должность, либо повышать свою квалификацию.

Первая панельная дискуссия Форума была посвящена теме «Стратегия модернизации железных дорог «пространства 1520»: приоритеты, инструменты, перспективы» . Какие риски модернизации очевидны сегодня, а какие барьеры предстоит преодолеть завтра? Смогут ли высокотехнологичные производства стать основой инновационного прорыва на транспорте? Как сократить разрыв между научными разработками и бизнес-реалиями? Эти и другие вопросы вызвали живой интерес участников.

Заместитель главы Министерства экономического развития Станислав Воскресенский напомнил, что ОАО «РЖД» стала одной из первых российских госкомпаний, которая на практике начала реализовывать политику повышения энергоэффективности. Замена светофоров на светодиодные позволила компании сэкономить не только с точки зрения энергии, но и оказалась для компании абсолютно окупаемым инфраструктурным проектом. По его словам, компания в настоящий момент разрабатывает более масштабные программы повышения энергоэффективности, при этом министерство готово поддержать эти инициативы институциональными преобразованиями. Также он выразил надежду, что ОАО «РЖД» станет ориентиром для других крупных госкомпаний, которые пока не так активно откликнулись на инициативу повышения энергоэффективности, хотя  государство поставило задачу по ее повышению к 2020 году на 40%.

Ключевые вопросы, которые обсудили участники панельной дискуссии, посвященной инвестиционному потенциалу «широкой» колеи - это планы бизнеса «пространства 1520» по привлечению финансовых ресурсов; наиболее привлекательные для частного инвестирования направления и проекты в рамках модернизации «широкой» колеи; механизмы ГЧП; взаимодействие железнодорожного бизнеса с банковским сектором.

Руководитель департамента взаимоотношений с инвесторами Globaltrans Приит Педайя озвучил мнение, с которым согласились многие присутствующие:  инвестирование – это личное дело каждой отдельной компании. Немаловажно доверие к менеджменту и собственникам бизнеса, при этом необходимо понимание стабильности. Деньги, вложенные в инфраструктуру, вернутся только через 7-10 лет. Поэтому нужна уверенность, что за это время ничего не произойдет. Мир после кризиса, по его мнению, выглядит для инвесторов совсем по-другому. Компании, у которых есть понятная стратегия роста, будут иметь успех.

Затем состоялся международный бизнес-диалог «Вокзалы пространств 1520 и 1435: модернизация, развитие и управление». Участниками мероприятия был рассмотрен лучший мировой опыт создания и управления вокзальными комплексами и предложена российская модель.

По словам начальника Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергея Абрамова, целевой моделью развития отечественных вокзалов определена концепция вокзала как транспортно-пересадочного узла, создающего наиболее благоприятные и комфортные условия нахождения в нем пассажиров и жителей города. На многие решения по модернизации вокзалов России оказал влияние международный опыт.

Генеральный директор «АРЕП Виль», архитектурного филиала SNCF (Франция) Этьен Трико представил передовые проекты создания многофункциональных вокзальных комплексов в мире. По его словам, в последнее время устройство вокзалов претерпевает существенные изменения. Также было уделено особое внимание схемам финансирования строительства вокзальных комплексов. Рассмотрены варианты государственно-частного и частно-частного партнерства.

Первый день работы Форума ознаменовался подписанием ряда соглашений и меморандумов.

ОАО «Российские железные дороги», Администрация железнодорожной инфраструктуры Испании ADIF и компания Talgo (Тальго) подписали совместное заявление о совместной деятельности по изучению возможности и целесообразности установки переводных систем Talgo на границах железнодорожных систем с колеей ширины 1435 мм и 1520 мм.

Между ОАО «РЖД» и Siemens AG был заключен стратегический меморандум о сотрудничестве в одиннадцати областях железнодорожной отрасли, а между ОАО «РЖД», Siemens AG и ООО «Аэроэкспресс» - меморандум о производстве, поставке и обслуживании современных российских электропоездов.

ОАО «РЖД», Siemens AG и ЗАО «Группа СИНАРА» заключили  контракт на поставку грузовых электровозов 2ЭС10 (221 единицы), а ОАО «РЖД» и ЗАО «Трансмашхолдинг» - договор об изготовлении и поставке магистральных двухсистемных пассажирских электровозов ЭП20.

ОАО «РЖД» и ООО «Альпине Бау Гмбх» подписали  решение учредителей совместного предприятия «Альпина-РЖДстрой» о заключении договора подряда на выполнение комплекса работ по проекту «реконструкция железнодорожных тоннелей №6 и №7 участка Сочи-Мацеста.

В присутствии президента Республики Абхазия Сергея Багапша и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина заключено трехстороннее соглашение о совместном развитии зерновой логистической инфраструктуры республики Абхазия между ОАО «РЖД», ЗАО «Русагротранс» и Министерством экономики республики Абхазия.

 

Письма поддержки

Дмитрий Медведев, Президент РФ

Уважаемые друзья! Рад приветствовать на бизнес-форуме в Сочи, пожелать интересных дискуссий и плодотворной работы.

далее

Владимир Путин, Правительство РФ

Приветствую участников и гостей V Международного бизнес-форума «Стратегическое Партнерство 1520».

далее

Владимир Якунин, ОАО «РЖД»

Продолжая добрую традицию, искренне приветствую участников, гостей и организаторов Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое Партнерство 1520»!

далее

Игорь Левитин, Министерство Транспорта РФ

От имени Министерства транспорта Российской Федерации и от себя лично приветствую участников, гостей и организаторов V Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое Партнерство 1520».

далее

Александр Шохин, Российский союз промышленников и предпринимателей

От имени Российского союза промышленников и предпринимателей и от себя лично приветствую участников и гостей V Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое Партнерство 1520»!

далее